Портрет по фото акрилом



Продолжение
Руководства по технике портрета - часть 2

Портрет по фото акрилом
© Дмитрий Н.Таганов



Портрет по фото: milla_jovovich
Милла Йовович - фото

Портрет по фото: Милла Йовович
1

Милла Йовович
2

Милла Йовович
3

Милла Йовович
4

   

Фотография модели должна быть высокого разрешения: в электронном виде не менее 700 пикселей по меньшей стороне.
Лицо модели должно составлять не менее трети ширины фото. Глаза - самая выразительная часть лица, - не должны быть затенены; зрачки, веки, белки - четко выделены, а цвет не искажен. Чем детальнее и четче выйдут на фото глаза, губы и нос, тем на большее сходство портрета с моделью можно рассчитывать.

Фотографии живее и «правдивее» схватывают душевный настрой человека или даже мимолетные чувства, выражающие его характер. Длительными сеансами позирования этого невозможно достигнуть – выйдет скучающее и безразличное лицо. Это особенно заметно теперь, когда мы на всех экранах видим динамичные и яркие изображения людей в самых разных душевных состояниях. Однако далеко не всякое фото годится для Портрета. Чтобы получился портрет как Искусство, надо провести полноценную фото-сессию с надеждой получить хотя бы один снимок, выражающий те чувства, которые художник надеется отразить в портрете.

Фотографию для портрета художнику лучше делать самому, проведя для этого фото-сессию. Фотографировать можно и современным смартфоном, но без вспышки, чтобы не осталось резких теней. Фотографируйте сериями снимков, из них потом выберите наиболее удачный.
Поворот головы на портрете, направление взгляда модели – вопросы личного вкуса, пожеланий заказчика и «психологии» портрета. По мнению автора, прямой откровенный взгляд модели на художника лучше раскрывает ее внутренний мир. При освещении модели учитывайте следующие характеристики освещения при разных углах падения света.

Трехчетвертное освещение. Здесь свет падает на модель с левой стороны из-за вашего плеча. Такое освещение выгодно подчеркивает черты лица большинства людей. При этом большая часть лица залита ярким светом, а по правой стороне пролегает узкая полоска тени.

Боковое освещение. Свет падает сбоку, в результате чего одна сторона лица погружается в тень. Нос отбрасывает тень, глазницы окружены глубокой тенью. Такое освещение создает драматический эффект. Свет, падающий сверху, также резко очерчивает формы лица.

Фронтальное освещение. Свет падает прямо на среднюю часть лица модели. В центре каждой из форм лица (щеки, нос, подбородок и т.д.) возникают большие области света, ограниченные полосками тени по краям. Подбородок и челюсть отбрасывают сильную тень на центральную часть шеи.

Обрамляющее освещение. Источник света находится позади модели. Большая часть лица оказывается в тени, но по краям пролегают (обрамляют его) яркие полоски света. Возникает резкий контраст между тенями и полутонами, моделирующими детали лица.

Чтобы убрать с лица лишние тени можно использовать отраженный свет. Для этого поместите большой белый лист картона или бумаги напротив источника света, обращенный под углом к модели.

Исходную фотографию можно скомпоновать из нескольких, создавая портрет группы людей или человека вместе с домашним животным. Из имеющихся фотографий выбираются наиболее удачные, затем с помощью программ графических редакторов Photoshop или Gimp из них «вырезаются» нужные элементы, и из них складывается окончательная исходная фотография.
Кстати, портрет человека с любимым животным всегда несет дополнительный заряд доброты и обаяния. В нем всегда уже есть готовый сюжет и содержание, потому что раскрывает общую для всех Жизнь. Зритель понимает это, ценит, и «заражается» добрым чувством.

Если на скомпонованной фотографии меняется задний план или фон, то этим меняется и общая освещенность, расположение источников света и т.п. Тогда на изображениях лица, шеи, волос надо изменить соответственно тени, тона и рефлексы. Все это потребует анализа и корректировки. Возможно, потребуется высветлить лицо – поднять тон одновременно у теней и освещенных участков, или наоборот добавить теней, или изменить их положение. В любом случай, это уже будет не портрет строго по фотографии, а некоторая импровизация.

Совет. Выбирайте фото для портрета с наибольшим разрешением и наибольшими контрастами - от самого светлого к самому темному. Постарайтесь обойтись без вспышки, т.к. она делает лицо плоским. «Обрежьте» фото на компьютере до формата, выбранного для портрета.

Совет. Фотографии часто делают со вспышкой, которая «вымывает» нормальные тени и делает лицо плоским. Возможно и нужно восстановить естественные тени лица: по краям вокруг лба, щек, у подбородка и вокруг скул.

Масштабирование исходного изображения

Сходство создаваемого портрета с моделью целиком зависит от точного соблюдения пропорций и мельчайших деталей – овала лица и всех его черт и черточек. Для этого уже во времена Леонарда да Винчи применялись различные технические средства, например Камера Обскура, которую этот гений усовершенствовал, и никто не видел ничего зазорного в ее применении.

Ныне широко применяется масштабирование и перенос изображения с помощью прямоугольных сеток. На исходное изображение наносится карандашом сетка – на электронное фото это можно сделать с помощью программы Photoshop. Затем сетка большего масштаба наносится на основу для будущей картины. Далее, с усердием и тренированным глазомером основные опорные линии оригинала изображаются на холсте, клетка за клеткой. Художники, хорошо владеющие рисунком, прорисовывают полученное изображение карандашом цвета сепии – с полутенями и прочим. Однако тушевка карандашом может помешать дальнейшей работе с красками.

С развитием фотографии, особенно электронной, исходное изображение теперь часто переносится на основу для живописи с помощью различных проекторов. Спроектированное изображение прорисовывается и, при необходимости, фиксируется. Это единственный способ масштабирования оригинала для очень крупных картин, например, для фресок, стенных росписей. Этим способом пользуются и живописцы в стиле Супер-реализма (Superrealism, Hyperrealism), создающие выставочные картины, измеряемые метрами.

При создании портрета по фотографии в описываемой технике для переноса изображения можно воспользоваться также следующими приемами русских иконописцев.
Фотография или ее часть с головой модели увеличивается до размера, соответствующего композиции на холсте, и печатается на простой бумаге.
На распечатку накладывается калька и закрепляется скотчем. Затем очень мягким карандашом прорисовываются все основные (опорные) линии. Собственно, линий в природе немного, и это границы между светом и тенью. Намечаются: граница волос на фоне заднего плана, овал лица, «линия» волос на лбу.
Последняя линия условна, даже их две, т.к. из-за покатости лба под передними волосами еще видна кожа, и это обязательно должно быть отражено в портрете. Далее, обводятся брови, верхние и нижние складки век, легко намечаются зрачки, линии ресниц, если видна, то и толщина нижних век. Нос обычно имеет тень с одной стороны, граница этой тени прорисовывается.
Также: кончик носа, ноздри и тень под ними. Складки щек - от носа до кончиков губ. Обводятся губы, линия между ними, зубы и просвет между верхними и нижними зубами. Намечается форма ушей и рельеф ушной раковины. На шее, ключицах, если они видны, обводятся основные тени. Намечаются складки на одежде.

На кальке полезно также обвести все крупные и самые резкие тени. Однако на холст это следует перенести очень легко, чтобы потом не просвечивало. Размеченная калька снимается, переворачивается и укладывается на светлую поверхность. Теперь все карандашные линии прописываются с обратной стороны мягким карандашом телесного цвета – сепии. Холодные тени, фактура темных волос намечается синим карандашом.

Цветной карандаш должен очень точно повторять грифельные линии. Малейшие неточности, - буквально, на миллиметр, или ошибка в угле наклона разреза глаз, скул, - неминуемо ведет к потере сходства портрета с моделью, причины которого в дальнейшем очень трудно установить, и еще труднее исправить.
Прописанная цветным карандашом калька накладывается на основу и фиксируется скотчем. Перед этим очень полезно поставить в углах холста, по диагонали, «полиграфические кресты», по которым в дальнейшем можно неоднократно накладывать кальку точно на то же место – предварительно пометив на кальке эти кресты.

По наложенной на основу и зафиксированной кальке все карандашные линии продавливаются заостренной палочкой. Для этого удобно пользоваться деревянной зубочисткой, вставленной в цанговый карандаш или иной держатель.
Оставляемые на основе цветные следы не должны быть резкими и темными, особенно на светлых местах, – такими их краска не укроет, а убрать их позже будет трудно. Лучше предварительно пройтись по резким линиям ластиком или «клячкой».

Если исходная фотография имеется в электронном виде в компьютере, то без ее распечатки на бумаге можно вполне обойтись. Фотография увеличивается на экране до нужного размера, на монитор укрепляется калька, и опорные линии очень осторожно прорисовываются очень мягким карандашом, например, Koh-I-Noor 7B. Экран компьютера весьма хрупок, однако аккуратно проведенная такая операция ему не повредит.

Фото для крупных портретов или картин лучше масштабировать с помощью проектора. Можно использовать проектор для видео, который масштабирует фото, сохраненное на флеш-карте, а также диапроектор, проектирующий любой небольшой рисунок или бумажное фото на экран. С проектором можно наносить на холст, кроме контуров, также и тени, осторожно оттушевывая их мягким цветным карандашом, лучше темно-телесного цвета, но в тенях - холодного цвета. После этого карандашные тени можно прописать бледной лессировкой, соответственно теплой или холодной, чтобы они не потерялись при нанесении подмалевка.

Начало

Полностью это Руководство будет опубликовано позже




© 2017-2018, Таганов Д.Н.
Контакты: iwin4@yandex.ru